Архангельск

Многие люди мечтают о сказке, а лицеисты в этом году увидели настоящую зимнюю сказку в Каргополе и Архангельске. Сразу после Нового года, пока еще не ушло чувство сказочности, мы поехали на север, где много снега, все очень красиво. Встреча на вокзале, поздравления с только что наступившим новым годом, потом поезд, друзья, фильм, сон.… Это было самое начало Нового года.…Приехав в Няндому, все почувствовали резкий контраст температур: в Москве -10, в поезде +28, в Няндоме -30. Нас ждал автобус, ПАЗик.… Это был не очень теплый, но вполне уютный автобус, хотя его очень сильно качало и трясло. Чтобы не замерзнуть люди жались друг к другу… В Каргополе нас разместили в две гостиницы «Каргополь» и «Каргополочка». Большинство детей жило в «Каргополочке». Номера в «Каргополочке» были похожи на общагу. 3 кровати, 1 раскладушка, стол и кресло. Вечерами нас согревал чай, который был приготовлен в литровом чайнике (несколько раз приходилось ставить чайник для того чтобы напоить нескольких людей) Долго мы не были в гостинице и почти сразу отправились на экскурсию в Лядины.
«Село Лядины имеет второе название – Гавриловская. Лядины находятся в 37 км от Каргополя на старом Пудожском тракте.

Первые упоминания о нём относятся к XVI в. Название обозначает - «поросшее лесом поле». Иногда его так же называют Лядинским погостом. Погостом обозначали село, объединяющее несколько деревень, или, попросту говоря, погост - религиозный, торговый, административный центр.

Погост Лядины знаменит деревянным зодчеством – памятниками национального значения. Здесь расположены две деревянные церкви - Покровско-Власьевская (1743 год) и Богоявленская, или Георгиевская (1793 год), а так же колокольня (конец XVIII века). Они считаются шедеврами деревянного зодчества. Богоявленская церковь – двенадцатиглавая красавица с пышными куполами, трапезной и крытым пятигранным западным крыльцом, украшенным росписями. Как говорили в давние времена, церковь «преудивленная и прекурашенная». Покровскую церковь украшает иконостас, а так же «небеса» - расписанные на библейские темы своды церкви. Своды церкви представляют собой своеобразные конструкции потолочных перекрытий, они имеют центральное кольцо и сегменты. На Русском Севере «небеса» активно строились в XVII – XIX вв. Историки связывают это с расцветом во второй половине XVII- XVIII в. монументальной живописи в России в каменных храмах. Считается, что «небеса» - тоже своеобразная купольная роспись. Название «небо» характеризовало святость этого места, его отношения к богу. Ведь всегда небеса означали его жилище, и купол церкви – божественное место. Поэтому купола расписывались только религиозными темами, чтобы создать в храмах и церквах обитель божью.

Тройной ансамбль был характерен для Русского Севера, однако сохранился он разве что ещё в Кижах, помимо Лядинского погоста.

На данный момент (2009г.) в Лядинах проходит реставрация, и церковь Богоявления господня покрыта лесами. Однако она работает как музей, и, пройдя внутрь, можно полюбоваться "небесами".

В Лядинах работает начальная школа с единственной учительницей Н.Ф. Ворощук и немногочисленными учениками, которых, по последним данным, всего 10 человек. Однако именно ими бережно охраняется наследие погоста. С 1994г. на базе школы работает Этнографический музей, созданный учительницей. Ученики, обучающиеся в школе, занимаются вместе с ней поисково-исследовательской работой, и за эти годы уже собрали более 400 экспонатов из разных лядинских домов. В коллекцию музея входит деревянная утварь, фотографии из семейных альбомов, предметы быта и украшения. В 1996г. начата работа по возрождению забытых на селе ремёсел. Дети, помимо школьных предметом, осваивают древние техники плетения изделий из бересты, ткачества, вышивки, учатся вязать рыболовные снасти, выращивать и обрабатывать лён.
Люди мерзли, причем очень сильно, ведь они не привыкли к таким морозам. Но нас согрели чаем и вкусной едой. На обратном пути все просто спали… В холодном, трясущемся автобусе, спали…

Но мы не поехали в гостиницу, а пошли на экскурсию в центр народных ремесел «Берегиня», где у нас был мастер класс по лепке из глины. Все делали по одной инструкции, но у всех разные собачки получились, ведь каждый вложил в них свою какую-то частичку. А совсем вечером мы прошлись по самому Каргополю, прогулка была не долгая, но очень веселая, мы повалялись в снегу (как раз, то, что нам обещали)
«Каргополь (в старинных актах Карго поле) впервые упоминается в 1447, когда здесь нашёл убежище Дмитрий Шемяка, спасаясь от преследований великого князя Василия Тёмного. В 1765 году случился страшный пожар (другие крупные пожары были в 1515, 1552, 1612, 1615, 1619, 1679, 1737), испепеливший большую часть жилых и хозяйственных строений. Сгорело 9 церквей, сильно пострадал Христорождественский собор. После пожара центр города перепланирован, а улицы спрямлены. „Благодаря“ этому пожару, Каргополь был одним из первых русских городов, которые были перестроены по регулярному плану. Каргополь был традиционным иконописным центром, иконы, написанные в Каргополе отличались особым «северным письмом». Во время царствования Ивана Грозного, в 1565 году, Каргополь зачисляется в 19 "царских городов", которые обеспечивали содержание опричнины. Интересно, что Каргополь получил официальный статус города лишь в 1613 году, хотя впервые назван таковым в документах 14-го века. К 17-му веку в Каргополе насчитывалось более 20 храмов, из них лишь один каменный - Христорождественский. Колокольня на Новой торговой площади. 6 июля 2001 года в колокольню безо всякого предупреждения ударила молния и учинила пожар, предательски воспользовавшись отсутствием громоотвода. Пожар продолжался трое суток, несмотря на все попытки его затушить. Она построена при Екатерине II и имеет ее вензель. В городе было более 26 церквей, но в данный момент действует не многие из них.»

После этого у нас было свободное время. Мы пили чай, разговаривали, и даже не чувствовали усталости и холода. Но долго мы не сидели, ведь у нас насыщенный график, нам много надо успеть. На следующий день с самого раннего утра нам нужно было ходить на экскурсии. Путь наш лежал в Кенозерский национальный парк.
«Территория парка представляет собой природный и историко-культурный комплекс, расположенный в юго-западной части Архангельской области на стыке Плесецкого и Каргопольского районов. В 2004 году Кенозерский национальный парк получил статус биосферного и был включен в Список Биосферных Резерватов ЮНЕСКО. В заповеднике произрастает 534 видов растений, лесами в нём занято около 74 % территории (103,7 тыс. га). Однако, на долю коренных лесов приходится всего 15 %.Кенозерье является центром бытования былинного народного творчества. Кенозерский героический эпос вошел в сокровищницу фольклористики огромным наследием в объеме 83 былины. Это свидетельствует о высокой духовной культуре региона.»

Рано с утра было -42,но это не помешало нам подняться на Хижгору… Потом мы согрелись в Визит-Центр Парка, но грелись не долго, потому что нам нужно было идти на экскурсию по лесу, да-да, вы правильно поняли, по лесу. Мы ходили по Муравьиной тропе, но к середине экскурсии дети решили, что им скучно и начали валяться в снегу, да не сами валялись, а валили друг друга. Лично я валялась в снегу больше в тот день, чем за 5 лет в Москве! И опять согреваться, но грелись мы на мастер-классе по народной тряпичной игрушке. А потом и по вязанию из бересты. Под покровом ночи мы покидали Каргополь… Но ночью ровно в 12 мы поздравляли Олю Томилину с днем рождения. Ее ждали поздравления и подарки. Но нас ждало не только это, но и поезд в Архангельск… Поезд был ужасно холодным и те, кто ехал на нижней полке замерзли очень сильно! Наутро мы были в Архангельске. И там нас ждал теплый и очень удобный автобус, который отвез нас в 3-х звездочный отель. У тех кто жил в гостинице «Каргополочка» было несколько мыслей «Душ!», «Тепло!», «Уют!». И все эти мысли сбылись. Долго мы опять не смогли побыть в номере. Потому что наш путь лежал в «Малые Карелы»
«Ма́лые Коре́лы — государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России. Музей под открытым небом. Среди экспонатов — крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы и т. п. Постройки для перемещения на территорию музея раскатывались по брёвнам, а затем заново собирались уже на территории Малых Корел.»
Там было великолепно… Мы пели калядки, смотрели на закат и даже катались с ледяной горки.

Вечером, после прогулки по Архангельску, а точнее только по одной из улочек, потому что мы очень сильно замерзли, даже не прогуляв и часа по улице. После прогулки мы сидели в номере Оли, и пили чай с тортиком, разговаривали и праздновали день рождения Оли. Но к 10 часа вечера почти все разошлись, а только некоторые остались в номере попеть песен, поболтать и посмотреть фотографии. Но когда в 12 ночи Елена Юрьевна зашла разгонять нас, то вместо сопротивления получила первые поздравления с ее днем рождения. Ведь 6 января был ее день рождения. Днем она получила подарки, и весь день были поздравления, даже в поезде мы подарили ей песню. Мы быстро разошлись. В следующий день нужно было рано с утра собираться в путь, ведь вечером нас опять ждал поезд. А пока мы должны были ехать в Антониево-Сийский монастырь. Мы были накануне Рождества там. Только нашу группу пустили туда.
«Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь — православный мужской монастырь; расположен в 160 км от Архангельска, на полуострове озера, называющегося Михайловским (иногда Святым) из которого вытекает река Сия (приток Двины) и давшая название этому монастырю. Основан в 1520 году преподобным Антонием, который после оставления Шелексенской Троицкой пустыни обосновался здесь, в совершенно необитаемом тогда месте с иноками Александром, Исайей и другими с разрешения великого князя Василия III. Упразднён в 1920 году. В 1992 году монастырь передан Русской Православной Церкви. Началось восстановление обители, которое возглавил игумен, позже архимандрит Трифон (Плотников).»
Мы видели сосну с тремя вершинами. И поели замечательную постную еду.

Потом поезд, ночь, сон, Москва…

Из этой поездке можно понять, что главное не климат, не что-либо еще, а самое главное какие люди вокруг тебя. Мы постоянно грелись в компании друг друга, грелись душевно. Многим было уютно и хорошо в такой компании, и, я нашла новых друзей, а еще в таких условиях можно проверить людей, как они себя поведут в каких-то ситуациях, и я не разочаровалась в наших лицеистах.
Хочется сказать СПАСИБО: Елене Юрьевне Мельник, Ольге Владимировне Мокринской, Галине Александровне Лапиной, Дмитрию Анатольевичу Меринову, Галине Никулиной и Ольге Туфановой (за то что они организовали эту поездку и собрали таких хороших людей вместе)
Всем лицеистам, которые были в поездке, за теплую компанию
Сане Бусанкину за песни, которые он пел и играл.
Лизе Иванисовой и Даше Шуваловой за ту частичку сумасшествия, которую они внесли. Оле Томилиной и Грише Бугрию просто за то что они были рядом.
Варе Ерохиной за то что она такая веселая.
И всем-всем просто спасибо.