Рассуждения о защите и ее работе

В этом году я первый раз за много лет вновь оказался на защите дипломных работ. Причем если раньше я бывал в рядах защищающихся или среди зрителей, то в этот раз меня занесло в ряды комиссии.

Что же такое дипломная работа? Работа получается из проблемы. Проблему понимают. Потом проблему решают. Для этого программисты пишут программы. Программы дают какие-то результаты. Эти результаты надо как-то осмыслить, объяснить и сделать выводы. Написать дипломную записку, а потом все это показать и объяснить комиссии.

И если в этой цепочке нет пропущенных звеньев, и каждое звено проработано, на защите вам будет хорошо. А если что-то пропустили, с защиты хочется поскорее сбежать.
В этот раз были всякие варианты. Было интересно поспорить про подлинность изображений пирамид с Сергеем ГРИГОРЬЕВЫМ, узнать про образование торнадо от Романа САНКОВИЧА, сравнить две теории об образовании рукавов галактик и узнать, что сторонники одной теории "на днях все застрелятся", так как недавно доказана несостоятельность этой теории. Что, кстати, и было продемонстрировано в работе Ильи ФИЛИППОВА (несостоятельность теории, а не то, как будут стреляться ее сторонники).

А какие-то работы вызвали иные вопросы. Где-то тема не была раскрыта. Спрашиваешь человека, для чего можно использовать Ваш алгоритм? А он руками разводит. Почему Вы считаете, что этот алгоритм решит Вашу задачу? Тишина в эфире...

Вот после всего этого и захотелось поделиться парой рецептов успеха на защите. Защитившимся говорить это уже поздно. Значит, я обращаюсь к тем, у кого защита еще впереди.

Перво-наперво, ответьте для себя на вопрос: что же вы все-таки делаете? Вы решаете задачу? Или вы испытываете алгоритм? Или вы тестируете/дорабатываете чей-то сторонний продукт? Так и рассказывайте об этом! Ведь если задача -- проверить работоспособность алгоритма, надо честно говорить, что на крокодилах он работает, а на кошках -- нет. Задача ведь в этом и состоит! А то начинают объяснять, что если-де взять ну почти совсем кошек, только зеленых, и которые под водой плавают, то все тоже замечательно получится! Весело, конечно, но в основном комиссии, а не дипломанту.

А если вы запускаете в космос пылесос, то его и запускайте. А на вопрос "а можно ли с помощью этого пылесоса играть на дудочке?" отвечайте, что задача была запустить оный агрегат в космос, а не придумать, что еще с ним можно сотворить.

Но мало выполнить работу. Надо ее показать. Если программа посчитала число, вы его напечатали в уголке мелким шрифтом, знайте: никто ничего не поймет. Если это число -- это длина клюва павиана, вместо числа нарисуйте лучше клюв (можно со всем павианом вместе) -- и все встанет на свои места. Если вы сравниваете его с брындошмыгом или бармаглотом, нарисуйте рядом брындошмыга. Ну или бармаглота. Тогда смотреть работу будет интересно, и завяжется совсем другой разговор, от которого вы же сами и получите удовольствие.

И если все хорошо, то можно и повеселиться немного. Например, показать, что получится, если на фотографию Александра Владимировича ГИГЛАВОГО посветить лазером. А еще, порассуждать про тайные мысли Рамблера или скрытый смысл лицейского сайта. Ну и про кошек с крокодилами, само собой!

А если серьезно, мне очень понравилось пообщаться с ребятами на тему их работ. Правда, что-то мне подсказывает, какими словами называли меня защищающиеся, пока не стали защитившимися... и все же, в следующем году я бы опять постарался приехать в лицей на защиты. Можно?

Владимир ЗАЙЦЕВ